Официальный сайт ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением информатики №1351

Поиск по сайту:
 
Главная О школе Учительская Учащимся Родителям
Экскурсия по школе
Официальные документы
ФГОС
Традиции школы
У нас в гостях
Воспитательная работа
Социальная работа
Школьное самоуправление
Приём в школу
Олимпиады и конкурсы
Гордость школы
Библиотека
Безопасность
Платные услуги
НОУ
Сайты классов
Благоустройство школы
Электронный журнал

Целевая комплексная программа "Я и мир"
(социальное, гражданское, правовое, патриотическое воспитание)

Анализ проблемной ситуации: Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI вв. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стала организация эффективного гражданского образования. Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое  воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей. Социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т.д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому- народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Гражданское воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, являющийся частным случаем гражданского образования. Кроме воспитания, гражданское образование должно быть представлено предметной, межпредметной, проектной и институциональной (организация лицейского сообщества, в котором реализуется гражданское образование) формами.
Для социализации личности ребенка важную роль играет витагенный опыт, т.к. 1) разрыв связей, потеря традиций, опыта жизни предшествующих поколений пагубно сказывается на социальном воспитании и, следовательно, данная программа – попытка улучшить ситуацию; 2) витагенный опыт способствует лучшему усвоению знаний, превращает их в компетенции.

Основные элементы содержания гражданского воспитания:
Первичным элементом выступают мотивы, ориентирующие деятельность воспитуемого на освоение тех ценностей и образцов поведения, которые задаются целью гражданско-патриотического воспитания.
Контексту патриотического воспитания более всего соответствуют мотивы морального самоуважения и слияния собственных интересов с интересами других людей. Гармоничное соотношение этих мотивов определяет альтруистическую направленность формирования  личности.
Развивая  альтруистический тип личности, гражданско-патриотическое воспитание широко использует возможности ее самореализации и сомоактуализации. Эти процессы создают целый ряд элементов, содержания воспитания, в которых, и проявляется собственная гражданская и патриотическая направленность формирования личности:

  • Интерес к совместной деятельности, коллективистским взаимоотношениям, коллективистскому самоопределению и коллективистской самоиндефикации  («мне интересно в нашем коллективе»);
  • Склонность, устойчивая потребность в проявлении коллективизма, в солидарных действиях, в отождествлении себя с коллективом («мне хорошо в моем коллективе»);
  • Убеждения, т.е осознанная потребность личности действовать в соответствии с ценностными ориентациями, сформированными в процессе воспитания коллективистских качеств (убежденность в необходимости солидарных действий, выполнении своего гражданского долга и т.д.);
  • Идеал (социальной солидарности, ответственности и т.д);
  • Мировоззрение гражданина-патриота, проявляющееся в патриотической идентичности.

Гражданско-патриотические идеалы и ценности требуют воспитания чувства достоинства, самоуважения и ответственности. Для формирования общероссийской (патриотической) идентичности особое значение имеют также:

  • Чувство принадлежности к семье, друзьям, лицею, коллективу единомышленников, к Москве как к малой родине России;
  • Осознание своей жизненной цели, миссии, призвания- знание того, что я могу и хочу сделать в своей жизни, каковы моё предназначение и ответственность перед собой, людьми, обществом, Родиной;
  • Чувство уверенности и защищенности- опора на себя, свои знания и опыт, на поддержку коллектива;
  • Чувство индивидуальности- понимание самого себя, уверенность в своих возможностях и значимости, знание своих прав и свобод, адекватная оценка восприятия себя другим.

Цели: Формирование у обучающихся правовой и политической культуры, становление общественно-активной, социально компетентной  личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни лицея, местных сообществ. Следовательно, гражданское образование должно быть направлено на формирование гражданских компетенций личности.

Основные гражданские компетенции личности:

  • Учебно-познавательная компетенция- самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить;
  • Общественно-политическая и правовая компетенция – реализация прав и обязанностей гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью;
  • Морально-нравственная компетенция – личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать своё поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим демократическим ценностям;
  • Социально-экономическая компетенция – совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики.

Задачи:

  1. Способствовать формированию диалектического мировоззрения обучающихся;
  2. Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности за свои поступки;
  3. Стремиться к формированию у учащихся позитивного правосознания;
  4. Способствовать реализации потенциала личности ребенка, помочь ему стать полноценным участником экономической, социальной, политической, духовной жизни общества;
  5. Формирование у обучающихся отношение к праву как к базовому условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;
  6. Способствовать тому, чтобы с помощью витагенного опыта обучающиеся превращали свои знания в поступки.

Принципы гражданского воспитания:

  • Принцип непрерывности. Программа является продолжением работы по воспитанию дошкольника- гражданина своей страны. Она носит непрерывный характер на протяжении всего обучения ребенка в лицее.
  • Принцип активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности гражданского образования.
  • Принцип жизненной реализации. Об эффективности гражданского воспитания судят потому, насколько успешными и социально состоятельными будут жизненные планы обучающихся и первые активные шаги по их реализации.

Основные содержательные линии гражданско-патриотического воспитания:

  • социально-патриотическая линия-формирование в процессе деятельности гражданских качеств;
  • гражданско-правовая линия – права человека и гражданина, устройство российского государства, значение российского государства;
  • историко-культурологическая линия – традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России;
  • нравственная линия – нравственные законы социальной жизни, гражданские идеалы и ценности.

Начальная школа

1 класс

Права и обязанности. Малая родина. Флаг России. Умей учиться, играть вместе с другими. Учимся дружить. Справедливость. Я и моя семья.

2 класс

Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. Поступки и проступки. Моя семья – моё богатство.

3 класс

Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Москвы. Родной язык. Обычаи и традиции. Умение держать слово (ответственность, честность). Без чтения нет хорошего учения.

4 класс

Патриоты нашего Отечества. Символы России. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Патриотизм. Семейное древо. Я стараюсь учиться, чтобы… . Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека.

Средняя школа

5 класс

День как часть истории человека. Понятие Родины и патриотизм. Предвидение последствий своих поступков. Защищенность человека в семье. Карьера человека. Роль активности и воли в достижении успеха. Достоинство человека.

6 класс

Многообразие мира, культур и религий. Гордость за Отечество. Рецепты хорошего тона. Созидательность человека в ходе жизни. Этикет для меня. Поиск дела жизни. Конституция России. Права и обязанности граждан. Человек в общении с другими людьми.

7 класс

Ход истории человека как смена поколений. Подвиг как ежедневное содействие благу России. Родословная. Корни семьи. Традиции. Устройство нашего государства. Права детей. Семейная экономика.

8 класс

Хрупкость мира. Конфликты в нашей жизни. Связь поколений. Коллективность как принцип общественного устройства. Выбор профессии. Не говори «да», когда хочешь сказать «нет».

9 класс

Перспективы мировой цивилизации. Здравствуй, Человек. Политическая ориентация и культура политического диалога. Труд на благо Родины. Твои права и права других людей. Символы государства. Этика и психология юношеских отношений.

Старшая школа

10 класс

Потребность в общественной деятельности. Отношения людей разных национальностей. Я в мире, мир во мне. Мера свободы человека. Свобода и закон. Семейные ценности. Толерантность и формы её проявления. Достоинство человека. Вера и знание. Потребительская культура. Выбираем профессию.

11 класс

Основные ценности общественной жизни. Роль личности в развитии общества. Суд совести – есть ли он? Правовой статус человека и гражданина. Долг общества по отношению к отдельной личности. Семья как общественная ценность. Правовая культура. Атрибуты государственной власти. Способы взаимоотношений государства и граждан. Свобода как ценность. Бережное отношение ко всем видам собственности. Деловой этикет. Не сломай себе судьбу.

Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания:

  • Практическая деятельность;
  • Учебно-воспитательная деятельность;
  • Организационно-воспитательная работа с педагогическим коллективом.

Пути реализации программы:

  • Рекомендуемые формы работы.

Классные часы, беседы, конкурсы, КВН, экскурсии, встречи, деловые игры, ролевые игры, проекты, соревнования, организация ученического самоуправления, диспуты, диалоги, тренинги, гражданские форумы, создание школьных средств массовой информации, операции и др.

  • Методы воспитания.

Репродуктивный, эвристический, проблемный, деятельностный,  словесный, наглядный, и др.

  • Формы работы с педагогами и родителями.

Непременным условием гражданского образования и воспитания является создание в школе демократического уклада жизни. Для этого необходимо использовать активные формы группового обучения, как учителей, так и родителей. Особое место в организации изучения уровня компетентности педагогов и родителей отводится диагностико-исследовательской работе, которая выступает как средство обратной связи.

  • Процедуры и критерии оценки эффективности программы.
    • Наличие проектной деятельности ( наблюдение, количественный анализ участников);
    • Создание новых объединений (наблюдение, качественный анализ);
    • Повышение гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школы (тестирование, социальный опрос);
    • Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта);
    • Участие детей, родителей и учителей в отслеживании результатов (наблюдение, вовлечение, анализ);
    • Установление партнерских отношений, формирование навыков гражданского поведения (наблюдение);
    • Проведение незапланированных мероприятий, акций, инициатив (наблюдение, анализ).

Ожидаемые результаты

На первой ступени (начальная школа) начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Ребенок умеет оценивать свои поступки, обсуждать несложные актуальные темы, брать ответственность на себя и разделять её с другими.
На второй ступени (средняя  школа) подросток имеет навыки самостоятельной работы, включая организацию и контроль своей деятельности, оценку её результатов, может исследовать и обсуждать сущность общественных проблем, анализировать информацию. Ученик осознает мир как глобальное сообщество, место России в мире и Европе, понимает и оценивает многообразие этнических, региональных религиозных и других групп в нашей стране. Он понимает сущность и значение правосудия, осознает существование различных видов и гражданской и юридической ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина.
На третьей ступени (старшая школа) выпускник принимает  активное и осознанное участие в жизни класса и лицея, знает и умеет применять свои знания об основных нормах права, о деятельности органов власти и управления в РФ, о функционировании экономики, о единстве, целостности и взаимозависимости современного мира. Обучающийся самостоятельно исследует актуальные политические, экономические, социальные и моральные проблемы, формулирует собственные нормы и ценности, оценивает собственный вклад в различные виды деятельности.
Главный результат гражданского образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики.

  • Необходимые ресурсы.

Школьные  кружки и клубы, органы самоуправления (Совет учащихся школы, Совет школы), общественные организации детей, газета «Школьный калейдоскоп», спортивные секции, уроки школьной программы.

  • Управление реализацией программы.

Заместитель директора по воспитательной работе, соцпедагог, учителя-предметники, классные руководители,  ученическое самоуправление, руководители кружков и клубов, библиотекарь, психолог.

Основные ключевые мероприятия
2010 – 2011 учебный год


Ступень

Классы

Содержательные линии

Начальная школа

Международный день анимации.

Октябрь

Спортивная семья

Ноябрь

Символика Москвы

Декабрь

Правонарушения, их последствия для жизни человека

Январь

Безопасность на льду

Февраль

Фольклорный праздник

Март

Весёлые старты

Апрель

Средняя  школа

«Олимпиада поколений»

Октябрь

Планета здоровья

Ноябрь

Спектакль «Новогодний переполох»

Декабрь

Правовая игра «Имею право, но обязан»

Январь

Агитбригады «Правила движения достойны уважения»

Февраль

Визит в Зазеркалье

Март

Тренинг предупреждения насилия

Апрель

Старшая школа

«Похититель рассудка» (антиалкогольная программа)

Октябрь

Толерантность и формы её проявления

Ноябрь

Мини-футбол на кубок директора школы

Декабрь

Диспут «Зачем на земле этой вечной живу»

Январь

Математический КВН

Февраль

Глобальные проблемы современности

Март

Держава армией крепка

май

Список литературы:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
  • О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, №6.
  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006.
  • Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах/ М.А. Алоева.-Изд.8-е.-Ростов на Дону н/Д: Феникс, 2007
  • Аникеев А.С., Болотина Т.В., Пахомов В.П., Симоненко П.П., Суворова Н.Г., Элиасберг Н.И. О развитии гражданского образования в России. Концепция. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, №7, 8
  • Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф.,  Козленко  С. И., Алексашкина Л.Н., Петрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, №9
  • Гамаль Е.В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации для учителей средних классов и специалистов по воспитательной работе в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  • Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного права ( о новых подходах в правовом обучении)// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003 №8
  • Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр.-2-е испр/ авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006
  • Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/ сост. Г.В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2006
  • Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегии// Преподавание обществознания в школе, 2007, №7.

 

 

Hosted by uCoz