Преамбула
Мы, учащиеся средней общеобразовательной школы № 1351 г.Москвы, исходя из анализа основополагающих документов о правах ребенка - Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», а также устава средней общеобразовательной школы № 1351, заявляем, что наряду с такими неотъемлемыми и универсальными правами ребенка, провозглашенными в этих документах, как право на:
- защиту от произвола,
- невмешательство в семейную жизнь,
- свободное выражение взглядов,
- уважение собственного достоинства,
- защиту своих прав и человеческого достоинства,
- активное участие в жизни общества,
- сохранение индивидуальности.
Существуют еще и права учащегося школы, которые определяют повседневную жизнь ребенка в школе.
Мы с сожалением отмечаем, что в настоящее время о правах ребенка плохо информированы как сами дети, так их учителя и родители, что нередко приводит к нарушению и ограничению прав ребенка в школе!
Идея свободы ребенка в современном мире занимает все большее место. Свобода необходима для личностного роста учащегося, раскрытия его индивидуальности.
Мы исходим из того, что именно через свободу учащийся удовлетворяет свою потребность в общении, самоутверждении, проверке своих сил, творческих способностей и т.д. Неотъемлемой частью свободы ребенка в школе является возможность осуществлять самостоятельный выбор.
К сожалению, современная школа далека от построения равноправных отношений между ребенком и взрослым. Учащийся в основном по-прежнему является лишь материалом для осуществления идей взрослых, что приводит к недооценке его как личности, укреплению пассивности среди молодежи, ухудшению отношения не только к самой школе, но и между учителями и учащимися, росту недоверия их друг к другу.
Осознавая, что реализация прав учащегося возможна только при условии выполнения каждым учащимся своих обязанностей, мы, учащиеся школы № 1351, принимаем на себя обязанности, без которых, по-нашему мнению, невозможно организовать полноценный образовательный процесс в школе.
Данная декларация призвана способствовать тому, чтобы в XXI веке наша школа стала образцом гармоничных отношений между учителями и учащимися!
Основные положения Декларации
1. Мы всецело разделяем основную идею школы - идею свободного развития личности, которая подразумевает наличие у школьников прав на:
- самостоятельное управление своей жизнью, когда взрослый не имеет права ограничивать свободу ребенка на общение со сверстниками, «навязывать» свое мнение, диктовать свои условия;
- равенство со взрослыми при обсуждении общих проблем;
- жалобу и протест, выражаемый в законных, не оскорбляющих достоинство других людей формах и не препятствующий реализации прав других участников образовательного процесса;
- защиту от произвола и оскорблений;
- самоуправление;
- защиту своего здоровья;
- отказ от тяжелой, не соответствующей возрастным особенностям, работы;
- уважение к их личным вещам;
- участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях;
- знание критериев выставляемых отметок;
- выражение несогласия с выставленной отметкой в формах, исключающих унижение достоинства педагога, выставившего данную отметку;
- возможность быть заслушанным в ходе разбирательства;
- самостоятельный и независимый от мнения учителей выбор учащимися своих делегатов в органы управления школой;
- отдых во время перемены между уроками;
- доступ к информации о деятельности школы;
- участие в благоустройстве класса, школы, пришкольной территории;
- исправление неудовлетворительных и удовлетворительных отметок за итоговую проверочную работу по теме в течение трех дней после объявления отметки;
- защиту в случае нарушений прав и интересов учащихся.
В школе не допускается дискриминация учащихся по национальному, религиозному, расовому признакам; по социальному и материальному положению их родителей; по характеристикам физического состояния, интеллектуальных способностей и прочим основаниям.
2. Каждый учащийся школы имеет следующие личные права, связанные с внутренней жизнью ребенка:
- право учащегося на индивидуальность, которое предполагает, что учитель не имеет права «подводить» школьника под созданный им какой-либо стандарт и должен признать неповторимую индивидуальность каждого ребенка;
- право на личную жизнь, под которым мы понимаем обеспечение условий для свободного обмена мнениями, выражения собственного мнения по любому вопросу, за исключением случаев оскорбления личного достоинства других людей и разжигания какой бы то ни было розни;
- право на ошибку и тайну сокрытия своих недостатков;
- право на использование своих достоинств.
3. Каждый учащийся школы обязан:
- соблюдать и сохранять чистоту во всех помещениях школы и на ее территории;
- приносить в школу сменную обувь и переобуваться перед учебными занятиями;
- убирать за собой в столовой;
- воздерживаться от курения в школе;
- бережно относиться к школьному имуществу;
- нести ответственность за свое поведение;
- проявлять уважение к сотрудникам школы и другим школьникам вне зависимости от класса, в которых последние учатся;
- не опаздывать на школьные занятия;
- сохранять учебники и школьные пособия;
- иметь при себе дневник и предъявлять его учителю по первому требованию;
- оказывать помощь учителю при подготовке и проведении уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий;
- оказывать помощь другим учащимся школы;
- иметь внешний вид, соответствующий статусу учащегося школы;
- добросовестно учиться, в установленные сроки выполнять все виды заданий, предусмотренных учебным планом и программами.
Заключение
Реализация положений данной Декларации не должна привести к обострению отношений школьников с учителями. Мы надеемся на укрепление взаимопонимания между взрослыми и учащимися нашей школы, так как без этого невозможно говорить о гармоничных отношениях между сотрудниками и учащимися школы.