Общие положения
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в школе.
Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе.
Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Непосредственное руководство НОУ осуществляет заместитель директора по ЭД Жмурина Анна Александровна; руководство познавательно-коммуникативной деятельностью осуществляет учитель информатики Озеркова Ирина Александровна.
Цели и задачи научного общества учащихся
-
Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
-
Выявление наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
-
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
-
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
-
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Структура организации
Высший орган НОУ – Совет. Совет НОУ определяет и утверждает состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год, принимает эмблему и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.
В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ – 2 раза в год.
В структуру НОУ входят также управленческий отдел, отдел статистики и предметные секции.
Научно-исследовательская ученическая конференция проводится 1 раз в год. К участию в конференции допускаются учащиеся всех классов, активно участвующие в работе научных секций, получившие разрешение научного консультанта (куратора секции) на участие в школьной научной конференции.
Занятия в секциях проводятся один раз в две недели.
Общие семинарские занятия НОУ проводятся один раз в две недели.
Роль педагогического коллектива школы в реализации целей и задач НОУ
Учителя-предметники являются кураторами секций НОУ;
Педагогический коллектив оказывает реальную помощь школьникам в решении следующих задач:
- овладеть знаниями, выходящими за пределы школьной программы;
- почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
- научиться методам и приемам научного исследования;
- научиться работать с литературой;
- стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
Основными направлениями работы членов педагогического коллектива являются:
- Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
- Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке к участию в конкурсах и конференциях.
- Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, олимпиад, интеллектуальных марафонов.
- Редактирование и издание ученических научных сборников.
Деятельность научного общества
Деятельность научного общества учащихся определяется Уставом НОУ, принятым на общем собрании.
Содержание и формы работы НОУ
Основная форма работы НОУ – это секция, в которую объединяются учащиеся, имеющие общие интересы в той или иной области знаний.
Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и межпредметные.
Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.
Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
К формам организации работы относятся:
-
Работа секция по направлениям;
-
Олимпиады по различным областям знаний;
-
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
-
Организация интеллектуальных игр;
-
Индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителя или другого специалиста на базе школы.
Поощрения
Участники НОУ получают баллы к конкурсу «Класс года». Количество баллов устанавливается на первом организационном заседании НОУ.