Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
• СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
• Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
• Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
• О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
• Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
• Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования СанПиН 2.4.2.2821-10.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Перечень мероприятий в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Формы деятельности |
Содержание мероприятий |
Сроки |
Исполнители |
Формирование у обучающихся установки на здоровое питание |
Урочная |
Уроки - утренники на темы: «В гостях у Айболита», «Бал Витаминов», «Королевство Зубной щётки», беседа «Умеем ли мы правильно питаться?», «Я выбираю кашу», использование здоровье сберегающих технологий, предупреждение случаев травматизма, проведение мониторинга, состояние питания. |
Систематически |
Учителя, воспитатели |
Работа с семьёй |
Беседы на темы: «Мы за здоровое питание», «Питание и здоровье», конкурс «Рецепты наших бабушек», «Русский пряник», «Овощ вырасти сам», проведение литературных вечеров совместно с родителями, «Обеспечение здорового питания» (сотрудничество со школьной столовой) |
По плану |
Учителя |
Обеспечение оптимального двигательного режима для детей |
Урочная |
Физкультминутки, ритмические перемены, прогулки на свежем воздухе, родительские собрания на темы «Когда девочка взрослеет», «Когда мальчик взрослеет», «Учимся строить отношения» |
Систематически
1 |
Учителя |
Внеурочная |
Проведение мониторинга состояния здоровья |
По плану |
Учителя |
Работа с родителями |
Совместные спортивные мероприятия, просветительские родительские собрания, конференции, обучающие семинары |
По плану |
Учителя и родители |
Обеспечение рекомендуемого врачами режима для обучающихся |
Урочная |
Уроки окружающего мира совместно с медицинскими работниками, беседы на классных часах о режиме дня, беседа на тему «Рациональное распределение свободного времени», профилактика сохранности зрения, зубов, опорно-двигательного аппарата. Составление расписания согласно СанПиН |
По плану |
Учителя, администрация |
Внеурочная |
Посещение детской поликлиники, стоматологической клиники, занятия с психологом |
По плану |
Учителя, психологи |
Профилактика вовлечения учащихся в табакокурение, употребление алкоголя и других наркотических средств |
Урочная |
Профилактические беседы о вреде курения, других вредных привычек |
Систематически |
Учителя |
Внеурочная |
Конференция и конкурс рисунков «За здоровый образ жизни» |
По плану |
Учителя |
Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам собственного роста и развития, состояния здоровья |
Урочная |
Беседы на уроках на темы «Жизнедеятельность человека», «Общение и уверенность в себе», «Личность и внутренние ресурсы человека» |
Систематически |
Учителя |
Внеурочная |
Викторины на темы «Я и мир вокруг меня», «В здоровом теле - здоровый дух», выставка «Будь здоров!», игра «Навыки здорового образа жизни», беседа «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» |
По плану |
Учителя |
|