Пояснительная записка
1 ступень – начальное общее образование
Начальное общее образование в школе в период действия Московского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений реализуется по модели четырёхлетней начальной школы.
Первая ступень обучения призвана сформировать у детей желание и умение учиться, помочь школьникам приобрести опыт обучения и сотрудничества, мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации к учению, прочной базисной общеобразовательной подготовки школьников.
Московский базисный учебный план для образовательных учреждений города Москвы реализующих общеобразовательные программы определяет:
-
перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;
-
рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях Федерального базисного учебного плана, результатах массовой практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения требований для государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ; учебно-методических комплектов, педагогических технологий;
-
распределение учебного времени между федеральным (не менее 75%), региональным (не менее 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%);
-
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
-
показатели финансирования (в часах);
-
максимальный объем домашних заданий.
Московский базисный учебный план представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта.
Московский базисный учебный план в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216), СанПиН 2.4.2.2821-10, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) предусматривает:
-
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
-
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
-
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
-
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
-
4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – не менее 34 учебных недель.
Гигиенические требования к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки
(СанПиН 2.4.2.2821-10)
Классы |
Максимально допустимая учебная нагрузка в академических часах |
При 6-дневной неделе, не более |
При 5-дневной неделе, не более |
1 |
– |
21 |
2–4 |
26 |
23 |
Базовый компонент представлен следующими областями:
Филология
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. На изучение предмета «Русский язык» во 2 – 4 классах отводится в соответствии с МБУП 5 часов в неделю, в 1 классах 4 часа в неделю, где в 1-х классах и в 4б классе предмет «русский язык» изучается интегративно с ИКТ.
Программа по литературному чтению для младших школьников ориентирована на формирование и развитие речевых навыков. В 1 – 4 классах на предмет «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю, где в 1 классах предмет «литературное чтение» изучается интегративно с ИКТ.
На изучение предмета «Иностранный язык» во 2 – 4 классах выделено 2 часа в неделю. Обучение предусматривает деление на группы с дополнительным финансированием.
Математика
Образовательная область представлена предметами «Математика», «Информатика».
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета «Математика» в параллелях 1 – 4 классов – 4 часа в неделю согласно МБУП.
Обучение информатики ведётся во 2 – 4 классах по 1 часу интегративно с ИКТ (из компонента образовательного учреждения) и предусматривает деление на группы класса наполняемостью не менее 25 человек.
Изучая информатику, в начальной школе, закладываются основы для информационной компетенции.
В содержание информатики входит:
-
Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые связаны с использованием информационно-логических моделей.
-
Знакомство с информационными технологиями и формирование всех элементарных навыков (ввод и обработка текста и других видов информации, общие действия с информационными объектами, «операторские навыки» взаимодействия с компьютером).
-
Новое математическое содержание на конкретном материале игр с формальными правилами лингвистических явлений, графических и телесных объектов.
-
Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой.
В начальной школе запланированы уроки с применением ИКТ: в 1-х классах – математика, в 3-х классах и 4а классе - математика.
Окружающий мир
С целью недопустимой перегрузки учащихся в начальных классах эта область представлена интегрированным курсом «Окружающий мир, ОБЖ» в 1 – 4 классах, окружающий мир с ИКТ в 1-х – 3-х классах. Во всех классах начальной школы выделяется на изучение предмета «Окружающий мир» 2 часа.
Физическая культура
Образовательная область «Физическая культура» в 1 – 4 классах предполагает интегрированное изучение предметов «Физическая культура, ОБЖ» 3 часа в неделю, что соответствует МБУП. В начальной школе отведено 2 часа на физическую культуру и 1 час на хореографию.
Искусство
В образовательной области «Искусство» ведётся интегрированное изучение предметов «Изобразительное искусство, ИКТ» в 1 классах – 1 час в неделю, «Изобразительное искусство. Технология» во 2 – 4 классах 2 часа в неделю или как отдельные предметы по 1 часу.
Технология
Образовательная область «Технология» интегрируется при изучении предметов «Технология, ОБЖ» 1 час в неделю в 1-х – 4-х классах.
Музыка
На изучение предмета «Музыка» отведен 1 час в неделю в 1 – 4 классах. Интегративно с ИКТ Музыка изучается в 1 классах.
В целях овладения основными учебными дисциплинами и создания необходимых условий для детей, испытывающих затруднение в обучении, предусмотрен индивидуальный подход к учащимся 2 – 4 классов за счёт выделения из компонента образовательного учреждения часов на индивидуально-групповые занятия по следующим предметам:
- математика – 1 час.
- русский язык – 2 часа: 1 час со слабоуспевающими учащимися, 1 час с одарёнными детьми.
В 1-х классах выделен 1 час на индивидуально-групповое занятие и 2 часа на метапредметные проекты.
На занятиях проектной деятельностью выделяются часы из компонента образовательного учреждения во 2 – 4 классах – 2 часа.
В целом учебная нагрузка для каждого ученика не превысит максимальный объём обязательной учебной нагрузки.
Система учебников в начальной школе по ФГОС
1класс
Перспектива
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык, 1 класс |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение, 1 класс |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир, 1 класс |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс (издательство «Ювента») Учебник рабочая тетрадь |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. /Под ред. Семёнова А.Л. Информатика, 1 класс |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка, 1 класс |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство, 1 класс |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология, 1 класс |
Издательство «Просвещение» Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
Матвеев А.П .Физическая культура, 1 класс |
|
1 класс Школа России
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука |
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, 1 класс |
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение, 1 класс |
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Плешаков А.А. Окружающий мир, 1 класс |
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика, 1 класс |
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка, 1 класс |
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство, 1 класс |
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология, 1 класс |
Издательство «Просвещение» УМК «Школа России» |
Лях В.И. Физическая культура, 1-4 класс |
|
Учебный план
ГОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением информатики
№ 1351 ВОУО ДО г. Москвы
на 2011/2012 учебный год
Начальное общее образование
№ |
Образовательные области московского базисного учебного плана |
Предметы, включенные расписание в рамках образовательной области |
Предметы, изучаемые интегративно |
Классы |
1а |
1б |
1в |
|
1. |
Филология
(языки и литература) |
Русский язык |
ИКТ |
4 |
4 |
4 |
|
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
|
2. |
Математика, информатика |
Математика |
Информатика и ИКТ |
4 |
4 |
4 |
|
3. |
Обществознание и естествознание
(окружающий мир) |
Окружающий мир |
ОБЖ, ИКТ |
2 |
2 |
2 |
|
4. |
Физическая культура |
Физическая культура |
ОБЖ |
3 |
3 |
3 |
|
5. |
Искусство |
Изобразительное искусство |
ИКТ |
1 |
1 |
1 |
|
Музыка |
1 |
1 |
1 |
|
6. |
Технология |
Технология |
ОБЖ |
1 |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
20 |
20 |
20 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной недели |
21 |
21 |
21 |
|
Компонент образовательного учреждения |
3 |
3 |
3 |
|
Индивидуально групповые занятия |
1 |
1 |
1 |
|
Метапредметные проекты |
2 |
2 |
2 |
|
К финансированию |
23 |
23 |
23 |
|
Всего к финансированию |
23 |
23 |
23 |
|