В основу деятельности ГОУ СОШ с углублённым изучением информатики № 1351 по организации воспитательной работы легли концептуальные положения Федерального закона "Об образовании", Конвенции о правах ребёнка, программ "Я и мир", "Родитель", "Здоровье".
В истекшем 2010-2011 учебном году педагогическим коллективом школы была обозначена проблема наполнения образовательного процесса новым содержанием, овладения новыми технологиями, способствующими эффективности дифференцированного и профильного обучения. В свете решения этой проблемы была поставлена задача воспитательной работы - создать условия, способствующие разностороннему развитию личности обуча.щихся и реализации запросов всех участников образовательного процесса. Для решения этой задачи необходимо преодоление проблем, выявленных в результате анализа воспитательной работы школы за прошлый учебный год, а именно
- повышение эффективности контроля над деятельностью классных руководителей по развитию личности обучающихся и классных коллективов;
- поиск новых форм работы в профилактике правонарушений и коррекции девиантного поведения;
- поиск путей оптимального взаимодействия родительской общественности и педагогического коллектива;
- развитие взаимодействия школьного органа ученического самоуправления со школьным коллективом.
Основными ориентирами в воспитательной работе 2010-2011 учебного года были обозначены следующие памятные даты и направления: Всероссийский Год Молодёжи, Всероссийский Год Учителя, 66-летие Великой Победы, пропаганда ЗОЖ, профилактика правонарушений, воспитание интернациональной толерантности. Таким образом, основными направлениями воспитательной работы являлись гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое. Руководствуясь положениями основных федеральных программных документов, а также Программой развития школы, составлен План воспитательной работы ГОУ СОШ с углублённым изучением информатики № 1351 на 2010-2011 уч. год, где учтены все вышеуказанные направления, почти все запланированные акции и мероприятия проведены.
Возвращаясь к проблемам, обозначенным выше, следует отметить, что одной из важнейших и влияющих на все остальные стала проблема повышения эффективности контроля над дейтельностью классных руководителей. В рамках решения этой проблемы был составлен План Внутришкольного контроля на 2010-2011 уч. год, где особое внимание будет уделено регулярности и разнообразию его форм.
На заседании МО классных руководителей 26.11.2010 проводилось анкетирование классных руководителей по вопросу причин возникновения проблем в нравственном воспитании.
Количество опрошенных - 20 педагогов.
Возраст опрошенных педагогов:
18-30 лет - 30%
31-40 лет - 20%
41-60 лет - 50%
Общий педагогический стаж:
0-5 лет - 15%
6-10 лет - 25%
11-20 лет - 35%
21 и более - 25%
- "Кто, на Ваш взгляд, оказывает наиболее существенное влияние на нравственное воспитание школьников"
- На этот вопрос 80% опрошенных ответили "родители, семья"; 5% респондентов отметили, что существенное влиянием на нравственное воспитание школьников оказывают СМИ, причём лидерами, с точки зрения педагогов, являются телевидение и Интернет и далеко не всегда, отмечают респонденты, это влияние положительно; 15% отметили, что существенное влияние оказывает "социальная среда, окружение".
- "Что, на Ваш взгляд" изменилось в поведении школьников за последние 3-5 лет?"
- При ответе на этот вопрос из позитивных изменений отмечено следующее: дети стали "более активны, свободны, раскрепощены, независимы, уверены в себе" (30% респондентов), у них появились "прагматичесное отношение к жизни, предприимчивость, ориентация на карьеру" (25% респонтентов), дети более технически подкованы и проявляют "заинтересованность в информационных технологиях" (25%). Педагогами были отмечены и негативные стороны в поведении школьников за последние 3-5 лет. Здесь лидерами являются "неустойчивость психоэмоциональной сферы, взглядов, характера" (11%), "увеличение агрессивности, жестокости" (10%), "стремление к лидерству, циничность, эгоизм, изменение морально-нравственных ценностей" (9%). Восемь процентов респондентов отметили "снижение культуры поведения, воспитанности", 7% - "равнодушие к окружающим". В качестве изменений в поведении школьников в последние годы были отмечены также "снижение интереса к учёбе в школе" (7%), "отсутствие идеалов, нет интереса к литературе, чтению" (3%), "потеря авторитета старшего поколения" (2%), "повышение уровня толерантности" (1%). Таким образом, процесс изменения поведения современного школьника происходит в контексте социальных изменений, происходящих в обществе в целом, и является его естественным отражением.
- "Что особенно беспокоит Вас, как педагога, в поведении школьников Вашей школы?"
- Ответы на вопрос совпадают с картиной, которую дали педагоги, описывая изменения в поведении современного школьника. У большинства респондентов (34%) особую тревогу в поведении школьников вызывает "отсутствие чувства ответственности за свои поступки", 15% беспокоит "высокий уровень детской агрессивности", 14% отметили "неуважение к чужой личности (собственности)", 13% "равнодушие к окружающему миру, людям", 12% участников опроса назвали "НЕзнание элементарных правил поведения" и 7% "незнание своих основных прав и обязанностей". Некоторые педагоги отмечали, что школьники, зная свои права, не всегда правильно ими пользуются и практически не знают или не хотят знать свои обязанности. Этим обусловлен высокий процент (94%) респондентов, считающих, что современные школьники живут по принципу "у меня есть права, и никакой ответственности за совершённые действия".
- "В какой форме, на Ваш взгляд", школьники наиболее эффективно усваивают навыки нравственного поведения?"
- При ответе на этот вопрос 30% респондентов назвали "встречи с интересными людьми". По 20% респондентов ответили, что, наряду со встречами, "игры", особенно ролевые, а также "школьные дискуссии на заданную тему" являются наиболее эффективными формами усвоения современными школьниками навыков нравственного поведения. Девять процентов респондентов полагают, что введение уроков нравственности, доброты, как обязательного предмета школьной программы , серьёзно повлияет на поведение школьников. Примечательно, что 7% респондентов уверены, что различные соуиальные проекты с участием школьников, а также "личное непосредственное их участие в различных благотворительных акциях" поможет школьника лучше узнать окружающий мир, научиться сопереживать чужой боли, больше понимать людей. Следует отметить, что 27% опрошенных молодых педагогов (педагогичесикй опыт менее 10 лет) при ответе на данный вопрос выделили "игры" как самую эффективную форму усвоения школьниками навыков нравственного поведения, 23% респондентов полагают, что "встречи с интересными людьми помогут в воспитании школьников, 19% отдают предпочтение "школьнмы дисуссиям на заданную тему", а 15% ответили, что лучшая форма - это "обязательный предмет школьной программы". Таким образом, можно сказать, что мнения и опытных, и молодых педагогов в вопросах эффективных форм усвоения школьниками навыков нравственного поведения совпадают. Именно на этом этапе, в соответствии с полученными результатами анкетирования, можно говорить о том, что проекты, связанные с вовлечением школьников в активные самостоятельные действия, помогут сформировать у учащихся потребности и мотивы нравственного поведения, обогатить их эмоциональный мир, вооружить знаниями о морали, милосердии, уважении к одноклассникам, педагогам и взрослым людям, дадут возможность проявить свои творческие способности, а также будут способствовать формированию нравственных ценностей школьников.
- "Как вы оцениваете роль общественных движений в формировании нравственного и патриотического воспитаний школьников?"
- Подавляющее большинство респондентов (87%) ответили, что относятся к такого рода движениям очень позитивно, "они играют огромную роль, содействуя патриотическому и гражданскому воспитанию", "общественность много может", "надо больше ребят привлекать к их деятельности". Эти результаты свиджетельствуют, что за общественными движениями, направленными на работу с подрастающим поколением и способными оказать положительное влияние на их поведение, большое будущее. Педагоги отмечают, что такие движения должны быть не формальными, "только на бумаге", а действительно способствовать формированию навыков нравственного поведения, толерантности и снятию детской агрессивности. Тем не менее 13% педагогов заметили, что "учащиеся не проявляют активного интереса к деятельности таких организаций". Скорее всего, это связано с определённым негативным опытом взаимодействия с подобными организациями, неготовностью их работать в единой команде со школой ради достижения определённой цели.
Контроль выражался в таких формах, как проверка документации, посещение родительских собраний и классных часов, внеклассных мероприятий, анкетирование обучающихся, классных руководителей.
Список членов методического объединения классных руководителей
№ |
ФИО |
Класс |
Методическая тема самообразования |
педстаж |
1 |
Сурина Валентина Николаевна |
1а |
Игра как средство воспитания, обучения и развития личности |
5 |
2 |
Архипенкова Наталья Александровна |
1б |
Воспитание ответственности у младших школьников |
11 |
3 |
Климанова Наталья Сергеевна |
2а |
Изучение межличностных отношений учащихся начальной школы |
8 |
4 |
Червоняк Ирина Павловна |
2б |
Взаимоотношения детей и родителей для развития личности |
25 |
5 |
Мальцева Евгения Михайловна |
2в |
Особенности работы классного руководителя с родителями 1-2 классов |
7 |
6 |
Савельева Александра Валерьевна |
3а |
Стремиться к цели или ждать чуда? |
2 |
7 |
Мелкумян Ирина Владимировна |
3б |
Воспитание толерантных отношений в классе |
22 |
8 |
Колбасева Елена Николаевна |
4а |
Эстетическое восприятие и детская фантазия |
16 |
9 |
Иванова Светлана Викторовна |
4б |
Взаимоотношения детей и родителей для развития личности |
18 |
10 |
Сухарь Светлана Владимировна |
5а |
Воспитание толерантных отношений в классе |
25 |
11 |
Гайворон Светлана Наримановна |
5б |
Воспитание толерантных отношений в классе |
16 |
12 |
Швардыгулина Наталья Станиславовна |
6а |
Мотивация учебной деятельности |
6 |
13 |
Киселёва Наталья Константиновна |
7а |
Моделирование воспитательной среды |
6 |
14 |
Саркисян Светлана Борисовна |
7б |
Моделирование воспитательной среды |
4 |
15 |
Баженова Кристина Геннадьевна |
8а |
Духовно-нравственное воспитание |
7 |
16 |
Клюжева Наталья Витальевна |
8б |
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся |
11 |
17 |
Крупина Ольга Валентиновна |
9а |
Правила коммуникативной культуры классного руководителя |
13 |
18 |
Абдукеримова Зилфира Кельбялиевна |
9б |
Развитие навыков межличностной коммуникации как фактор социально-психологической адаптации подростков |
24 |
19 |
Поздняков Екатерина Николаевна |
10а |
Работа классного руководителя в условиях создания нового коллектива |
28 |
20 |
Секретарёва Светлана Семёновна |
11а |
Правила коммуникативной культуры классного руководителя |
19 |
Были проведены открытые мероприятия
Класс |
ФИО классного руководителя |
Мероприятие |
Дата |
1а |
Сурина В. Н. |
Малая Родина |
октябрь |
1б |
Архипенкова Н. А. |
Я и моя семья |
октябрь |
2а |
Климанова Н. С. |
Правовая культура |
ноябрь |
2б |
Червоняк И. П. |
Неприкосновенность личности |
ноябрь |
2в |
Мальцева Е. М. |
Моя семья - моё богатство |
ноябрь |
3а |
Савельева А. В. |
Символика Москвы |
декабрь |
3б |
Мелкумян И. В. |
Умение держать слово |
декабрь |
4а |
Колбасева Е. Н. |
Национальные особенности жизни людей |
январь |
4б |
Иванова С. В. |
Правонарушения, их последствия для жизни человека |
январь |
5а |
Сухарь С. В. |
Предвидение последствий своих поступков |
февраль |
5б |
Гайворон С. Н. |
Достоинство человека |
февраль |
6а |
Швардыгулина Н. С. |
Рецепты хорошего тона |
январь |
7а |
Киселёва Н. К. |
Ход истории человека как смена поколений |
март |
7б |
Саркисян С. Б. |
Права детей |
март |
8а |
Баженова К. Г. |
Хрупкость мира |
октябрь |
8б |
Клюжева Н. В. |
Выбор профессии |
октябрь |
9а |
Крупина О. В. |
Перспективы мировой цивилизации |
январь |
9б |
Абдукеримова З. К. |
Твои права и права других людей |
январь |
10а |
Позднякова Е. Н. |
Толерантность и формы её проявления |
ноябрь |
11а |
Секретарёва С. С. |
Семья как общественная ценность |
ноябрь |
В рамках обеспечения методической помощи на первом заседании методического объединения классных руководителей было проведено анкетирование с целью выявления запросов классных руководителей, нуждающих в дополнительном консультировании по вопросам организации воспитательной работы в классном коллективе. Были проведены 2 заседания методического объединения классных руководителей: "Планирование ВР на 2010-2011 уч. год", "Нравственное воспитание". Проводилось заседание педагогического совета "Как организовать дисциплину в классе и завоевать авторитет".
По итогам 2010-2011 уч. года можно отметить, что активность классных коллективов остаётся на прежнем уровне.
Обучающиеся с удовольствием продолжают традиции школы, участие в школьных мероприятиях поощряется администрацией школы. Так, в этом учебном году в традиционном конкурсе "Класс года" победили 2а (Климанова Н. С.), 5а (Сухарь С. В.), 10а (Позднякова Е. Н.).
Есть предложение по результатам воспитательной работы в течение года лучших классных руководителей награждать специальными памятными медалями "За мастерство и творчество", что стало бы достойной оценкой педагогам и стимулом для остальных.
Следующей проблемой, нуждающейся в оперативном решении, стал поиск новых форм работы в профилактике правонарушений и коррекции девиантного поведения. В прошлом учебном году в ГОУ СОШ с углублённым изучением информатики № 1351 произошёл рост общественно-опасных деяний и возросло количество обучающихся, состоящих на учёте. В 2010-2011 уч. году администрацией и педагогическим коллективом школы совместно с сотрудниками ОВД были приложены все усилия, чтобы ситуация изменилась.
Продолжил работу школьный Совет профилактики, стали регулярными рейды по месту жительства обучающихся, но снижения уровня преступности в ГОУ СОШ с углублённым изучением информатики № 1351 за истекший 2010-2011 уч. год не наблюдается (обучающимися школы совершено 2 преступления, рост общественно-опасных деяний).
Следует отметить, что увеличилась численность учащихся, состоящих на учёте в ПДН ОВД по району Новокосино. Это объясняется тем, что в период каникул у подростков много свободного времени. Со стороны родителей отсутствует должный контроль. С каждым годом снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Основная причина - это неправильное семейное воспитание, недостаточное родительское внимание и забота. Выявление семей группы повышенного риска - одно из условий профилактики безпризорности, безнадзорности, бродяжничества и правонарушений.
При планировании работы во внеурочное время необходимо учесть большую занятость подростков, их трудоустройство в каникулы. Повысить ответственность родителей за своих несовершеннолетних детей, увеличив количество профилактических бесед с детьми и родителями, продолжить профилактические рейды, проводимые совместно с инспектором ПДН, участковыми инспекторами, членами родительского комитета и общественности.
Правовое воспитание учащихся необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди молодёжи. Оно играет большую роль в борьбе с подростковой преступностью, создаёт благоприятные условия для развития личности, направляет энергию подростков в позитивное русло и учит их разрешать конфликты социально-приемлемым способом.
Начатую работу, безусловно, нужно продолжать и расширять. Особое внимание в следующем году следует уделить работе по правовой пропаганде в младшем звене, а также усилить контроль над положением детей в асоциальных семьях, более активно привлекая к данной деятельности классных руководителей.
Мониторинг уровня воспитанности продолжает оставаться одним из основных критериев оценки воспитательной работы ОУ. Следует отметить, что работа по анализу воспитанности обучающихся, регулярно проводимая в течение года, начиная с методического объединения классных руководителей в ноябре 2010 года, включая анкетирование обучающихся по этому вопросу, показала, что воспитанность обучающихся, согласно собранным данным, возросла.
Тема патриотического воспитания, как никогда, актуальна сегодня. В этом учебном году ряд мероприятий был приурочен к годовщине Победы оусского народа в ВОВ (конкурс проектов "Великие события в истории России", литературно-музыкальная композиция "Держава армией крепка", работа над созданием страниц районной книги памяти - публикация сочинений детей о родственниках - участниках ВОВ, встреча с воинами-интернационалистами - ветеранами афганской компании).
Кроме того, обучающиеся ГОУ СОШ с углублённым изучением информатики № 1351 приняли активное участие в городских мероприятиях (конкурс рисунков "Нет наркотикам", конкурс плакатов ко Дню Победы, конкурс рисунков, посвящённый юбилею района).
План воспитательной работы школы был составлен таким образом, чтобы были отражены все направления воспитательной деятельности.
Эстетическое воспитание
Формы: конкурсы, посещение музеев и театров, автобусные экскурсии, вечера памяти, художественная самодеятельность.
Наиболее активно себя проявили учащиеся 2а, 3а, 3б, 4а, 5а, 6а, 9а, 10а.
Общие выводы:
- идёт планомерное накопление материалов: сценариев, фонограмм, декораций, костюмов;
- активная театральная жизнь даёт возможность многим ученикам ощутить себя настоящими артистами;
- стоит отметить, что при подготовке к мероприятиям, а также к репетициям дети особенно ракрывают свои творческие способности и таланты, но в то же время были отмечены случаи безответственности, отсутствия контроля со стороны классного руководителя, проявляющиеся в опозданиях или неявках на репетиции.
Экологическое воспитание
В рамках этого направления были организованы следующие мероприятия: познавательные экскурсии в музеи, театральное представление "Осенняя сказка", игра "Поле чудес" (осень), выставка кошек, конкурс рисунков и плакатов "Русская зима", викторина "Красная книга", единая программа проведения Дня Земли, экологические субботники, экскурсия гна водоочистительные сооружения.
Трудовое воспитание
В рамках этого направления в школе прошли следующие мероприятия: уборка закреплённых территорий, общешкольный субботник, работа по профориентации (психологическое тестирование) - определение стратегии выбора профессии, аспекты профессионального самоопределения, темперамента, самооценки, типы мышления, воображения, встречи с представителями колледжей и ВУЗов.
Затрагивая вопросы дежурства по школе и классу, следует прежде всего обратить внимание на недостаточную работу, проводимую классными руководителями дежурного класса, поэтому в новом учебном году необзодимо активизировать работу дежурных по школе, контролировать и помогать в спорных вопросах.
Огромная работа проводится по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В основном работа с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучению ПДД лежит на классных руководителях. Проводились встречи с инспекторами ГИБДД, работало объединение ДО "Безопасное колесо", проходил конкурс агитбригад "Правила движения достойны уважения", тематические классные часы в каждой параллели классов
Спортивные соревнования
дата |
мероприятие |
уровень |
результат |
сентябрь |
Легкоатлетическая эстафета "Новокосинское кольцо", посвящённая Дню города |
район |
8 место |
футбол |
район |
10 место |
"Весёлые старты" 1-4 класс |
школа |
|
Лёгкая атлетика
1993-1995гг
1996 и моложе |
район |
6 место
8 место |
ноябрь |
"Спортивная семья" 1-6 класс |
школа |
|
Подвижные игры |
район |
6 место |
Пионербол 5-7 класс |
школа |
|
Волейбол 8-11 класс |
школа |
|
декабрь |
Мини-футбол
3-4 класс
5-8 класс
9-11 класс |
школа |
|
январь |
Волейбол |
район |
4 место |
март |
Мини-футбол |
район |
|
|
"Безопасное колесо" |
район |
2 место |
апрель |
Всемирный день здоровья
Футбол 7 класс
Пионербол 5-6 класс
Волейбол 8-11 класс |
школа |
|
|
"Весёлые старты" 1-4 класс |
школа |
|
май |
Легкоатлетическая эстафета "Новокосинское" кольцо, посвящённая Дню Победы |
район |
5 место |
Можно сделать вывод об охвате учащихся спортивной работой и качестве подготовки к соревнованиям.
Экскурсионная педагогика
Одной из форм, позволяющей расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт детей и подростков, обогатить дополнительными мероприятиями образовательные программы, является туристско-экскурсионная деятельность.
Посещение музеев и театров в течение учебного года
октябрь |
Театр на Перовской |
9а (Крупина О. В.) |
ВВЦ |
6а,8а (Крупина О. В.) |
Богородское |
2б, 2в (Червоняк И. П.) |
Третьяковская галерея |
4а (Колбасева Е. Н.) |
Музей истории войны в Афганистане |
10а (Позднякова Е. Н.) |
Спасо-Андроников монастырь |
5а (Сухарь С. В.) |
Обзорная экскурсия по Москве |
1а (Сурина В. Н.) |
ноябрь |
Музей наивного искусства |
2а (Климанова Н. С.) |
Музей истории Москвы |
4б (Иванова С. В.) |
Музей Васнецова |
4а (Колбасева Е. Н.) |
Союзмультфильм |
1а (Сурина В. Н.) |
Усадьба Архангельское |
6а (Швардыгулина Н. С.) |
декабрь |
Океанариум |
2а (Климанова Н. Н.) |
Театральный колледж |
4б (Иванова С. В.) |
март |
Фабрика "Красный октябрь" |
3а, 4а (Савельева А. В., Колбасева Е. Н.) |
Измайловский кремль |
2а, 2в ((Климанова Н. С., Кузьмина Н. Д.) |
Планетарий |
1а, 1б (Сурина В. Н., Архипенкова Н. А.) |
апрель |
Испания, Франция |
1-11 (Гайворон С. Н.) |
Усадьба Кусково |
2б, 3а ( Червоняк И. П., Савельева А. В.) |
Музей Москвы |
5а (Сухарь С. В.) |
Панорама "Бородино" |
4а (Колбасева Е. Н.) |
Музей им. Дарвина |
8б (Бекбаулова С. Д.) |
Оружейная палата |
3б, 4б (Мелкумян И. В., Иванова С. В.) |
Музей Лефортово |
5а, 8б (Сухарь С. В., Бекбаулова С. Д.) |
Московский экспериментальный театр |
10а (Позднякова Е. Н.) |
Ухудшилось посещение театров и литературных музеев. Ребята чаще хотят бывать в кино и развлекательных центрах (9б). По сравнению с прошлым годом количество учащихся, побывавших на экскурсиях, по школе уменьшилось, в основном выезжают одни и те же ученики. Поэтому необходимо обратить внимание на чёткую организацию работы по оформлению школьной документации, связанной с выездом детей из школы. С 2011 года подписан договор на экскурсионное обслуживание с 6 автопарком г. Москвы, что даёт более широкую возможность для осуществления экскурсионных выездов в следующем учебном году.
К сожалению, в этом годк было организовано мало посещений театров для учащихся средней и старшей школы. Планируется в следующем учебном году организовать совместно с МО учителей русского языка и литературы посещение спектаклей, поставленных по произведениям, включённым в школьную программу по литературе.
Особое место в структуре волспитательной работы школы занимает газета "Школьный калейдоскоп". Наличие в школе собственного печатного издания - это прекрасная возможность для творческих пишущих ребят размещать свои произведения на страницах школьной газеты. Все стать посвящены наиболее значимым и ярким событиям школьной жизни. В этом году в третий раз наша газета принимала участие в конкурсе школьных изданий "Золотое перо".
К сожалению, в настоящее время в состав редакции газеты входит всего несколько человек и с уходом главного редактора Зеркальщиковой А. Ф. работа несколько угасла. Было выпущено 6 номеров газеты. Поэтому необходимо в следующем учебном году сформировать полноценную работоспособную редакцию, с чётким разделением обязанностей и привлекать к работе в газете как можно больше учеников из начальной и средней школы.
Работа с родителями
За последние годы накоплен опыт взаимодействия с семьёй. Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
- В основу работы были положены следующие принципы:
- сотрудничество родителей и педколлектива школы;
- ответственность родителей и коллектива школы за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
В втором полугодии проведено мероприятие с родителями "День открытых дверей" (проводилась встреча родителей с учителями-предметниками, на которой обсуждают специфику конкретных предметов, призывают родителей систематически интересоваться занятиями детей на уроках, не забывать о необходимости совместных училий семьи и школы в воспитании и обучении детей). Цель психолого-педагогического просвещения родителей и образования - помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации родителей. В нашей школе классные руководители используют разнообразные формы работы с родителями. Прежде всего, родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формированиясоциально значимого родительского коллектива. На собрании обсуждаются итоги обучения детей за определённый период, доводятся до сведения результаты наблюдений, сообщаются дальнейшие планы в работе с детьми. Но хотелось бы, чтобы классными руководителями использовались бы и нетрадиционные формы проведения родительского собрания:
- деловые игры;
- встречи за круглым столом;
- тренинги для родителей;
- семейные гостиные.
Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимала в воспитательной системе школы важное место. Она не ограничивалась проведением родительских собраний. Согласно разработанной программе "Родитель" главной целью было привлечь родителей к организации жизни и деятельности школы. Появились положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы. Но гавное, что удалось в прошедшем году, - родители стали интересоваьтся детьми школы, с удовольствием участвовали в школьных праздниках, экскурсиях ("Спортивная семья", концерты, "Олимпиада поколений", экскурсионные выезды и др.).
Вся эта работа способствовала улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем. Несомненно, работу с родителями в этом направлении стоит продолжать и совершенствовать.
Дополнительное образование школы направлено на расширение поля досуговой деятельности учащихся и создания условий, способствующих развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости.
Основным требованием к организации внеурочной работы является:
- вовлечение в кружки всех учащихся с учётом их интересов, способностей;
- органичное единство учебной и внеучебной деятельности;
- увлекательность внеурочных занятий.
Часы, ичпользуемые на кружковую работу по отдельным предметам, способствуют расширению умственного кругозора ребёнка, развитию творческих способностей, обеспечивают повышенный уровень изучения отдельных предметов. Работа в кружках - одна из форм профессиональной ориентации учащихся.
Анализируя работу школы в системе дополнительного образования нужно отметить, что школа старается предоставить имеющиеся у неё ресурсы для более гармоничного и всестороннего развития личности учащегося.
В школе работало 19 предметных кружков:
- спортивные бальные танцы
- каратэ
- мягкая игрушка
- творчество модельера
- хип-хоп
- облик
- основы психологии
- ИЗО творчество
- театральный кружок
- фортепиано
- хор
- озадаченная химия
- безопасное колесо
- Виртуальное проектирование
- Остновы информатики и ВТ
- компьютерное программирование
- юные ботаники
- краеведение
- мифология
Следует отметить, что программы некоторых кружков не были выполнены в полном запланированном объёме (ИЗО творчество, Театр, Фортепиано) из-за продолжительной болезни руководителей.
В конце учебного года введена новая форма отчётности - фотоотчёт (презентация) о работе за год, отчётный концерт для творческих коллективов, анализ работы. Ярмарка кружков называлась "Этот разноцветный мир детства" и проходила открыто для всех желающих посмотреть на результаты работы объединений ДО. Такая форма получилась удачной, концерт прошёл интересно, презентации кружков были выложены на школьный сайт. Но при подготовке в будущем такого отчёта необходимо продумывать приглашение большего количества родителей с целью пропаганды и вовлечения ребят в объединения.
Подводя итоги года, следует отметить, что работа по развитию творческих способностей обучающихся была, безусловно, успешной, благодаря большому количеству школьных массовых мероприятий, совместно с зав. библиотекой был разработан план проведения мероприятий, посвящённых юбилярам года (С. Есенин, А. Барто, Р. Киплинг, А. Куприн и др.). Интерес при подготовке и проведении вызвали такие внеклассные дела, как :Международный день анимации (познавательная программа), "Осенний праздник", "Олимпиада поколений" (семейная интеллектуальная игра), праздник "Международный день информатики", новогодний спектакль для 1-8 кл., новогоднее шоу для 9-11 кл., диспут "Зачем на Земле этой вечной живу" 10-11 кл., "Похититель рассудка" (антиалкогольная программа для 10-11 кл.), "Имею право, но обязан" (правовая игра для 8-11 кл.), фестиваль "Культура народов мира" (наиболее яркое и запоминающееся мероприятие этого года), фольклорный праздник, литературно-музыкальная композиция "Держава армией крепка", отчётные презентации.
Выводы. В целом, можно сказать, что задачи, поставленные на 2010-2011 учебный год, выполнены:
- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;
- воспитательная работа школы основыавлась на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Несмотря на то, что в течение года план воспитательной работы был в основном осуществлён, у нас существуют некоторые затруднения: составление планеов воспитательной работы, анализ воспитательной работы класса (он должен строиться на мониторинговой основе), работа с родителями (не всегда классные руководители находили общий язык с родителями), для разрешения которых предлагается следующее:
- продолжить работу по реализации воспитательных программ с учётом требований нового стандарта в воспитании;
- работу продумать согласно данным программам;
- работу планировать с учётом интересов учащихся;
- больше уделять внимание работе с родителями учащихся;
- продолжить работу по овладению родителями психолого-педагогическими занниями, привлечь их к олрганизации жизни и деятельности школы.
Подводя итоги воспитательной работы в школе за 2010-2011 учебный год, необходимо сделать следующие выводы:
- деятельность педагогического коллектива и обучающихся осуществлялась в соответствии с планом воспитательной работы школы,позитивные стороны отмечались в совместной деятельности педагогов и обучающихся, направленной на создание воспитательной системы в школе;
- сдвинулась с места проблема использования разнообразных форм и методов проведения методических заседаний классных руководителей;
- до сих пор существует проблема активизации органа ученического самоуправления - Совета учащихся школы; работа в совете чаще всего сводится к исполнительской функции.
Задачи на 2011-2012 учебный год:
- деятельность по пропаганде и профилактике безопасного и здорового образа жизни среди молодёжи;
- применение инновационных компьютерных технологий для училения эффективности воспитательного процесса;
- обеспечение базового и дополнительного образования;
- организация и проведение ключевого мероприятия учебного года - юбилея школы.